Мистериум: трудные зрители

Мистериум: трудные зрители

Мы уже публиковали вступительную статью Джейсона Ингланда «Зачем я здесь». В ней он рассказал, почему занимается фокусами и что его интересует в них. Сегодня мы открываем цикл статей-переводов мистериума — сборника полезных заметок на тему карточных фокусов и магии в целом. Первый выпуск о трудных зрителях.

Контроль лучше поддерживать, чем терять и восстанавливать.

Печатая эти слова, я нахожусь на причале корабля самого южного города в мире — Ушуая, что в Аргентине.

Последние несколько недель я даю представления в маленьком театре, организованном на палубе корабля. Ощущения как от выступлений в Дворце магии, только рядов кресел не хватает. Тем не менее комната не слишком большая (вмещает около 20 человек), каждому гостю все видно, и мне легко общаться без микрофона.

Вот уже как десяток выступлений назад я начал осознавать, что имею мало проблем со зрителями в отличие от менее опытных исполнителей. Раньше я думал, что мне просто везёт с аудиторией, но, поразмышляв об этом в последние недели, я пришёл к мысли — везение ни при чём.

Все это время я обучал моих зрителей и даже не знал об этом.

Вернёмся к теме. Как часто у вас бывало так: зритель выбирает карту, вы её запоминаете и, возможно, показываете людям вокруг. Затем вы делаете свинг кат и просите зрителя положить карту на половину колоды в вашей левой руке.

Если вам повезёт и зритель сделаем именно то, что вы просили, можно продолжать выступление без проблем. Но в большинстве случаев зрители хотят диктовать правила возврата карты в колоду. Они будут упорно просить вложить карту в середину колоды, или попытаются обойти ваш свинг кат, убрав карту ниже, чем вы планировали. И, хотя за прошедшие двадцать лет моей практики такие ситуации были сплошь и рядом, сейчас они не происходят.

Почему? Все просто. Я не позволял этому случится.

Прочитав эту строку, вы могли подумать, что во время выступления я настаиваю на том, чтобы зритель делал именно так, как я скажу. Но я говорю совсем не об этом. Мой способ — не дать зрителю возможности сделать по-своему.

Способ простой. Обычно я работаю за столом, но эти идеи можно адаптировать и для показа на улице. Я прошу зрителя выдвинуть карту из ленты, разложенной на столе. Как только он это сделал, я собираю оставшиеся карты со словами «Остальные я уберу». Затем я поворачиваюсь спиной к зрителю и прошу его показать карту окружающим и, после этого, положить карту лицом вниз на стол. Повернувшись обратно, я делаю свинг кат и, проведя рукой по столу, захватываю карту и прячу её в колоде. Обычно я делаю брейк, в иной раз использую помеченную карту, а иногда запоминаю ключевую карту или её позицию в колоде.

Не столь важно контролировать карту, как контролировать ситуацию.

Лишь единожды зритель может повлиять на ситуацию: когда он выбирает карту и держит её в «заложниках». Но когда зритель кладёт карту на стол, у него больше нет возможности контролировать ситуацию. Здесь важно то, что незначительное изменение фокуса решает проблему.

Похожая проблема часто возникает при завершении фокусов. Скажем, вы исполняете «Триумф» Даи Вернона, и вот вы собрались сделать ленту, в котором карта зрителя повёрнута лицом вверх. Глядя на зрителя, вы говорите: «Назовите свою карту». В идеальном мире зритель называет свою карту, вы делаете ленту, и удивлённые люди разражаются аплодисментами. К сожалению, чаще всего зритель говорит: «А разве не вы должны назвать мою карту?». И, хотя это невинный и естественный вопрос, эффект от него снижает силу удивления до тех пор, пока исполнитель не убедит зрителя, что озвучить выбранную карту нужно лишь для подчёркивания драматичности момента. Затем вы «перезапускаете» момент волшебства и заканчиваете трюк.

Как избежать такой проблемы? Вновь использовать решение по типу «предупреждающего удара». В первом примере мы контролировали физическое положение карты (лишив зрителя карты ещё до момента возврата). В этот раз нам нужно предугадать возражения зрителя и отложить озвучивание карты по неким «волшебным» причинам.

Не поймите меня неправильно: я бы рад не делать этого. Но я заметил, что легче сказать что-то в духе: «Я не читаю мысли. Я не могу назвать выбранную вами карту. Честно, я не знаю её. Но мне есть чем вас удивить. Пожалуйста, назовите вслух вашу карту».

Обещаю, после подобной фразы у вас будет гораздо меньше проблем. Только самые отпетые смутьяны продолжат выбивать из вас название карты. Если такие найдутся, тогда вам следует закончить фокус и убрать назойливых зрителей со сцены и от себя.

Замечу, что я не говорю именно ту фразу, которую привёл выше. Вернее, то, что я говорю, совсем непохоже на неё, но суть именно такая. Я убираю у зрителей идею противостояния и заменяю её идеей приближения кульминации. Итог: они всегда сотрудничают со мной и не осознают, что их подвели к такому решению.

Приятный бонус в использовании такой стратегии — не нужно повторять объяснение зрителям каждый раз, когда нужно назвать карту. Единожды объяснив, вы дадите аудитории понять, что следование вашим инструкциям подарит им лучший опыт, чем если бы они сопротивлялись.

Время от времени возникают похожие проблемы, которые можно решить предложенным способом. Некоторые зрители хотят перетасовать колоду после того, как выберут и вернут карту. Другие хотят взять колоду во время исполнения фокуса, выбрать оттуда карту и попросить назвать её. Третьи убирают карту из колоды и «защищают» её двумя руками до такой степени испорченности, что её уже не восстановить, а затем пытаются вернуть карту в колоду. Все эти сложности можно решить так же, как и описанные выше: предугадать их, изменить структуру фокуса, чтобы исключить появление проблемы, или создать идею у зрителей, которая естественно подведёт их к желаемым действиям.

Проанализируйте ваши движения и актёрскую игру, и я уверен, вы найдёте места где можно применить вышеописанные техники для улучшения опыта вашей аудитории.

Пояснение: на самом деле я не прошу зрителя назвать карту когда заканчиваю «Триумф» Вернона. Я привёл его в пример, когда после окончания фокуса исполнитель просит зрителя назвать карту вслух. Я не думаю, что «Триумфу» необходим этот элемент, но я все же решил пояснить.