Jason England — Зачем я здесь?

Jason England — Зачем я здесь?

Jason England — культовая личность в области карточной магии и гэмблинга; эксперт во всем, что связано с книгой Erdnase; автор статей в известном журнале MAGIC. В 2009 году Джейсон присоединился к команде theory11, чтобы воспитывать новое поколение фокусников.

Сегодня мы публикуем перевод статьи «Why Am I Here?», в которой автор рассказывает о причинах и целях своего прибывания в мире карточной магии.


Я часто сравнивал работу фокусника и кинорежиссера. Между фокусами и кино (и даже театром) можно провести множество параллелей. Безусловно, есть и значимые различия. Я объясню, что такое «работа» фокусника для меня.

ХлопушкаКино дарит зрителям эмоции и рассказывает историю. Мы пробираемся сквозь нее, наблюдая образы на экране, слушая диалоги и музыку фильма. Можно пережить необыкновенный визуальный опыт и без сюжетной линии (на ум приходит фильм «Койяанискаци»), но большинство фильмов сочетает два элемента — сюжет и визуальный ряд, — чтобы вызвать эмоции. Подобно фильмам большинство представлений фокусника сочетают сюжет и визуальный ряд.

Моя задача как и у режиссера — дать зрителю ощущения

В ужасах основная цель — напугать зрителя. В комедии — рассмешить. В драме — создать драматическое напряжение, а в экшн — вызвать выброс адреналина. Необходимо отметить, что эти цели не ограничены жанром. Вполне возможен очень смешной фильм ужасов или драма с элементами экшн и т.д. Но есть ощущение, которое современному кино едва ли удается вызвать. Чувство, что вы только что стали свидетелем невозможного. Тут и появляюсь я.

Постер «Аватара»«Проблема» кино — так, как она есть, — заключается в том, что возможно все. Комбинация спецэффектов классического кино, тщательно отработанные трюки/эффекты и компьютерная графика унесли кинематограф на такие высоты, которые пару десятилетий назад было и не представить.

Негативно или позитивно влияние компьютерной графики на кино или кинематограф в целом — отдельная тема для разговора, но сложно отрицать тот факт, что сегодняшнего зрителя трудно удивить. Даже если на экране показывают пришельца, иной мир, супергероя, древние цивилизаци — все, что только пришло в голову автору сценария.

Современный зритель не впадает в восторг от картинки. Причина проста: мы все знаем и понимаем, что такое компьютерная графика, и что она может все! Компьютерная графика — наше объяснение «на все случаи жизни», даже для тех случаев, когда ее и не задействовали вовсе.

С фокусами все иначе

У зрителя нет «спускового клапана» для изумленных вопросов «как он это сделал?». Возьмем, к примеру, «Триумф» Вернона. Если бы эта последовательность перемещений «рубашек» и «лиц» карт и последующее отделение избранной карты от колоды были показаны в кино, зритель заключил бы, что имел место или монтаж, или компьютерная графика, или шулерская колода. Наблюдая фокус вживую, зритель понимает, что ни компьютерной графики, ни монтажа здесь быть не может, потому что это живое представление! Он может догадываться, что дело в колоде, но хороший артист знает, как предотвратить такие подозрения, или, в крайнем случае, убедить зрителя после представления в неподдельности колоды.

У зрителя все же найдется объяснение «на все случаи жизни», подобное «компьютерной графике», — это ловкость рук. Практически все фокусники сталкивались с такими презрительно настроенными гражданами из аудитории, которые утверждали, что все, что они сейчас видели — ловкость рук. Не многое можно сделать для таких людей. Обычно я их игнорирую, а сам клянусь себе не выступать перед ними сверх необходимого. Но даже те зрители из аудитории, которые относятся к ловкости рук с одобрением и уважением, часто используют выражение «ловкость рук» в качестве объяснения всего. Опять же, у хорошего артиста есть много способов отточить свое мастерство и срежиссировать представление так, что ловкость не будет очевидной, а лишь подразумеваемой, — соломинкой, за которую ухватится очарованный зритель. Если это лучший исход — я согласен на него.

Суть в том, что когда все возможные объяснения исключены, аудитория, наблюдающая представление вживую, остается с единственным «эмоциональным» заключением: они только что стали свидетелями невозможного. Называйте это «моментом изумления» или «моментом волшебства», как хотите. Большинство таких терминов для меня взаимозаменяемы. Независимо от названия зрители чувствуют, что увиденное невозможно объяснить.

Это и есть моя цель

Постер «Парка Юрского периода»Важно отметить, что ни я, ни большинство режиссеров не ставят целью завладеть убеждениями зрителя. Стивен Спилберг не пытается в действительности убедить вас, что где-то на задворках Южной Калифорнии обнаружился инопланетянин, а в Тихом океане есть остров, заселенный генетически клонированными динозаврами. Что ему нужно, так это эмоциональная вера в существование таких вещей пока продолжается фильм. Спилберг не переживает о том, что после просмотра фильма вы придете в себя и «осознаете», что динозавры уже давно вымерли, хотя они пугали, ужасали и восхищали вас во время сеанса.

Так же я отношусь и к фокусам. Я не пытаюсь добиться от аудитории веры в то, что я могу щелкнув пальцами «навести порядок» в перемешаной колоде, или что я могу незаметно заставить отмеченную карту появиться сверху в колоде, хотя только что я сам положил ее куда-то в середину.

Также я не хочу, чтобы зрители действительно верили в то, что я могу в любой момент заставить карту исчезнуть из колоды и вдруг оказаться в запечатанном конверте внутри закрытого на молнию отделения моего бумажника. В конце концов, я счастлив, если они
спишут все на ловкость рук, хотя для фокусников это слишком серьезное упрощение.

Что мне действительно нужно, так это чувство изумления в тот самый момент. Я хочу знать, что после того, как я показываю карту, извлеченную из бумажника и конверта, у зрителей нет объяснения произошедшему

Это те доли секунды после того, как разум зрителей предположил использование шулерских карт и отбросил эту гипотезу (карты были одолжены), заподозрил дубликат и отказался от этой версии (опять же, одолженная колода, отмеченная карта выбора), пришел к выводу о ловкости рук («…но откуда он знал, где карта, если Джон тасовал колоду?!»), исчерпал все возможные объяснения и остался только с невозможными.

Вот что мне нужно. Вот зачем я здесь